Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Реформирование российской учетной системы в соответствии с требованиями международных стандартов вызывает необходимость модернизации аналитического процесса, совершенствования его организационных и методических положений. В результате проводимых мероприятий осуществляется унификация ключевых учетно-аналитических подходов с целью максимального удовлетворения информационных запросов собственников, бизнес-партнеров и менеджмента коммерческой организации. Одним из важных направлений экономического анализа, представляющих практический интерес для большинства пользователей, является исследование рыночной активности хозяйствующего субъекта.
Анализ рыночной активности, в отличие от других характеристик, позволяет сформировать целостное, системное представление о хозяйственной деятельности компании, а также ее операционных и географических сегментах. Это становится возможным, так как рыночная активность, в той или иной степени, затрагивает практически все стороны и направления деятельности организации, включая учетные (операционная, инвестиционная и финансовая) и организационно-экономические (производство, торговля, строительство, оказание услуг и др.) составляющие.
Актуальность работы продиктована также тем, что уровень рыночной активности, являясь одним из первичных индикаторов воздействия внутренних и внешних факторов, оказывает существенное влияние на такие важнейшие характеристики деятельности фирмы, как платеже- и кредитоспособность, инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность, финансовая устойчивость. В этой связи значение аналитических разработок в отношении рыночной активности трудно переоценить.
Целью работы является анализ и оценка рыночной активности предприятия.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
изучить рыночную активность: содержание категории;
раскрыть методику анализа рыночной активности организации;
представить организационно-экономическую характеристику АО НК «Роснефть»;
провести анализ и дать оценку рыночной активности организации;
разработать рекомендации по повышению рыночной активности АО НК «Роснефть».
Предметом исследования работы является оценка рыночной активности предприятия.
Объектом исследования выступает АО НК «Роснефть».
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета, экономического анализа, финансового менеджмента, законодательные и нормативные акты Российской Федерации.
При разработке вопросов работы использовались данные годовой отчетности АО НК «Роснефть», интернет – ресурсы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы анализа рыночной активностью предприятия
1.1. Сущность и значение рыночной активности как экономической категории
Стабильное финансовое положение предприятия в условиях рыночной экономики обусловлено именно его рыночной активностью, важнейшей характеристикой экономического состояния и развития предприятия. Изучение рыночной активности предприятия является очень важным фактором улучшения экономической ситуации в стране, т.к. его неустойчивое финансовое положение отрицательно сказывается не только на нем самом, но и на экономическом положении в страны в целом.
Рыночная активность – спектр действий, направленных на продвижение предприятия: на рынке сбыта продукции, в финансовой деятельности, рынке труда.
Оценка рыночной активности является одним из самых важных элементов управления предприятием. Однако широкий разброс определений и критериев, определяющих рыночную активность, подталкивает нас провести исследование, в рамках которого необходимо обобщить литературные источники и ответить на ряд возникших для нас вопросов: что же скрывается под понятием рыночной активности, каковы критерии, ее определяющие и какие показатели ее измеряют.
В настоящее время существует большое количество определений рыночной активности предприятия. Но не все эти определения достаточно характеризуют эту категории.
В результате анализа определений, можно составить таблицу определений различных авторов и выделить существенные отличия между ними (табл. 1).
Рассмотрев основные отличительные характеристики определения «рыночная активность», можно сделать вывод, что они существенно отличаются друг от друга. Каждый автор выделял, на его взгляд, самое главное, что есть на предприятии.
Таблица 1
Определения «рыночной активности» и отличительные характеристики
Подробное определение формулирует В.В. Ковалева, так как он учитывает не только результат, но и то, насколько эффективен этот результат. Кроме того, автор выделял критерии, которые очень точно характеризуют «рыночную активность».
На наш взгляд, наиболее точное определение «рыночной активности» можно дать, если все приведенные определения объединить в одно. Таким образом, понятие рыночной активности будет иметь следующую формулировку – это результат и эффективность текущей основной производственной деятельности предприятия, а также результат эффективного использования средств хозяйствующего субъекта, который зависит от скорости оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта.
Рыночную активность предприятия можно представить, как систему количественных и качественных критериев. В результате, можно выделить следующие критерии, характеризующие рыночную активность хозяйствующего субъекта (рис. 1).
Повышение рыночной активности любого предприятия зависит от многих факторов, таких как, ассортимент товаров и услуг, эффективное использование базы ресурсов (финансы, персонал, сырье), расширение рынка сбыта, увеличение продаж.
В финансовом аспекте рыночная активность предприятия проявляется прежде всего в скорости оборота его средств и источников. Оборачиваемость и рентабельность продаж, средств и источников их образования характеризуют эффективность работы предприятия .
Рис. 1. Качественные и количественные критерии рыночной активности
Можно выделить главные причины, которые отражают насколько важны все показатели оборачиваемости для предприятия: годовой оборот зависит от скорости оборота средств, ускорение оборота кругооборота средств, влечет за собой ускорение оборота на других стадиях, а расходы на каждый оборот, будут меньше, если оборот средств будет проходить быстрее.
Длительность нахождения средств в обороте могут оказывать влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести отраслевую принадлежность, сферу деятельности организации, характер хозяйственных связей, масштаб деятельности организации .
К внутренним факторам – ценовую политику предприятия, эффективность стратегии управления активами, методику оценки товарно-материальных ценностей и запасов.
Таким образом, видно, что рыночная активность – это комплексная и динамичная характеристика деятельности и эффективного использования всех ресурсов. Ее уровень в каждом конкретном предприятии отражается этапами его жизнедеятельности и степенью адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Положительная динамика, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов также характеризуют рыночную активность предприятия. Все эти показатели направлены на достижение рыночной конкурентоспособности предприятия.
Факторы внутреннего характера имеют высокую значимость для рыночной активности предприятия, так как они находятся под контролем руководства и именно оно может оказать влияние на исправление той или иной ситуации.
Очень важную роль играет управление рыночной активностью, где профессионализм управленца играет решающую роль. Насколько правильны и грамотны будут принятые решения, на основе проведенного экономического анализа, можно судить какая будет отдача, которая повысит эффективность работы всего предприятия.
1.2. Цель, задачи, источники информации, этапы анализа рыночной активности предприятия
Целью анализа рыночной активности предприятия является определение уровня прибыльности корпоративных прав, их ликвидности и динамики изменения рыночной стоимости акций.
В ходе анализа решаются следующие задачи:
оценивается динамика показателей рыночной активности;
исследуется влияние основных факторов, обусловивших изменение показателей рыночной активности и расчет их конкретного влияния;
обобщаются результаты анализа, разрабатываются конкретные мероприятия по вовлечению в оборот выявленных резервов.
Содержание информации, ее структура и качество играет важную роль при анализе рыночной активности организации, так как именно от информационной базы зависит его результативность. Основными источниками информации для анализа рыночной активности хозяйствующего субъекта являются:
бухгалтерская отчетность;
статистическая и управленческая отчетности;
плановая информация.
Главную роль в информационном обеспечении анализа рыночной активности организации занимает бухгалтерская отчетность, в которой наиболее полно отражается имущественное и финансовое положение организации, а также результаты ее хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.
Качественные характеристики российской отчетности нашли свое отражение в положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденном приказом Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 г. №43н (ПБУ 4/99). Состав бухгалтерской отчетности и указания о порядке ее составления и предоставления установлены Приказом №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации». В соответствии с данным приказом бухгалтерская отчетность включает:
бухгалтерский баланс;
отчет о финансовых результатах;
отчет об изменениях капитала;
отчет о движении денежных средств;
отчет о целевом использовании полученных средств;
пояснительную записку;
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту .
1.3. Методы анализа рыночной активности предприятия
Рыночная активность может оцениваться с помощью ряда показателей, потому как является важной характеристикой функционирования коммерческой организации, а, значит, считается объектом экономического анализа. Обобщенно подходы к оценке рыночной активности представлены на рис. 2.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 215 c.
2. Абдукаримов, И.Т. Финансово–экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ рыночной активности): учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 320 c.
3. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.И. Аверина. – М.: КноРус, 2018. – 432 c.
4. Александров, О.А. Экономический анализ: учебное пособие / О.А. Александров. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 288 c.
5. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева. - М.: Дашков и К, 2019. - 292 c.
6. Антонова, О.В. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / О.В. Антонова. - М.: Вузовский учебник, 2020. - 320 c.
7. Артеменко, В.Г. Экономический анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко. – М.: КноРус, 2020. – 288 c.
8. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова. - М.: Дашков и К, - 2019. - 372 c.
9. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 366 c.
10. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 222 c.
11. Беликов, Ю. Прибыль в жертву ликвидности / Ю. Беликов // БДМ. Банки и рыночной мир. – 2020. – № 5. – С. 10-18.
12. Гарнов, А.П. Экономика предприятия: учебник для бакалавров / А.П. Гарнов. - М.: Юрайт, 2019. - 303 c.
13. Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: учебное пособие / Н.Б. Акуленко. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 157 c.
14. Герасимова, Е.Б. Экономический анализ: задания, ситуации, руководство по решению / Е.Б. Герасимова. – М.: Форум, 2019. – 176 c.
15. Гинзбург, А.И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2018. – 208 c.
16. Гинзбург, А.И. Экономический анализ: предмет и методы. Моделирование ситуацией. Оценка управленческих решений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2018. – 448 c.
17. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник / В.Я. Горфинкель. - М.: Юнити, 2019. - 56 c.
18. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов. - М.: КноРус, 2020. - 368 c.
19. Григоренко, О.В. Экономика предприятия и управление организацией: учебное пособие / О.В. Григоренко. - М.: Русайнс, - 2018. - 48 c.
20. Жиляков, Д.И. Финансово–экономический анализ (организация, банк, страховая организация): учебное пособие / Д.И. Жиляков. – М.: КноРус, 2020. – 368 c.
21. Жминько, С.И. Комплексный экономический анализ: учебное пособие / С.И. Жминько. – М.: Форум, 2019. – 368 c.
22. Зороастрова, И.В. Экономический анализ фирмы и рынка: учебник для студентов вузов / И.В. Зороастрова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2020. – 279 c.
23. Румянцева, Е.Е. Экономический анализ: учебник / Е.Е. Румянцева. – М.: РАГС, 2020. – 224 c.
24. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 649 c.